Для профессионального юриста, выпускника с отличием Академии юриспруденции – Высшей школы права «Әділет», обучавшегося и получившего знания от мэтров Казахстанкой юриспруденции и цивилистики Юрия Григорьевича Басина, Анатолия Григорьевича Диденко, Майдана Кунтуаровича Сулейменова, словосочетание «услуги по аренде» звучит так же неуместно, как «продажа по договору дарения».
Использование такой терминологии режет глаза и слух, поскольку смешивает в себе два принципиально разных института договорного права.
Данная статья посвящена анализу положений законодательства Республики Казахстан и правоприменительной практики, где это неверное употребление термина превратилось из досадной оплошности в системную проблему.
К сожалению, ошибочность термина «услуги по аренде» – это не просто недочет юридической техники, допущенный законодателем. Гораздо более серьезной проблемой является повсеместное использование этой формулировки на практике.
Крупнейшие, и не только, казахстанские государственные и квазигосударственные организации, руководствуясь некорректными нормативными правовыми актами, заключают договоры об оказании «услуг по аренде», о чем свидетельствуют данные на официальных сайтах закупок.
К примеру, сайт https://zakup.sk.kz, где опубликованы такие закупки, как услуги по аренде легковых автомобилей, услуги по аренде специальной техники и так далее, при этом по результатам таких закупок заключаются договоры о закупке услуг, также размещенные на данном сайте. То есть стороны передавая-получая специальную технику в аренду, заключают не договор аренды, о договор о закупке услуг.
Замыкают этот круг отдельные судьи, которые, ссылаясь на указанные нормативные правовые акты и заключенные договоры о закупке «услуг по аренде», переносят некорректный термин в свои судебные решения, которые доступны общедоступном банке судебных актов.
Разграничение понятий по существу
Для понимания принципиальных различий между услугой и арендой достаточно провести их разбор по существенным условиям, который проводится студентами программы «Гражданское право» на третьем курсе юридических высших учебных заведений.
1. Предмет договора
Так в соответствии с пунктом 1 статьи 683 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Суть услуги заключается в совершении исполнителем определенных действий или осуществлении деятельности, результатом которой не является создание материального объекта, а передача определенного нематериального блага или услуги, не имеющей овеществленного результата. Например, юридические консультации, образовательные, медицинские услуги.
В свою очередь, пункт 1 статьи 540 ГК РК устанавливает, что по договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование. Ключевым элементом договора аренды является передача имущества, а не совершение определенных действий. Объект аренды – это конкретное имущество, которое на определенный срок переходит во временное владение и пользование нанимателя. Например, аренда здания, аренда транспортного средства или аренда предприятия, как имущественного комплекса.
2. Цена договора
В договоре об оказании услуг оплата производится за совершение действий или деятельность. В договоре аренды (арендная плата) – за предоставление имущества во временное владение и пользование.
3. Вид возникающего права
Помимо обязательственного права, которое возникает в обоих видах договоров, договор аренды создает еще и вещное право. Он предоставляет нанимателю право владения и пользования чужим имуществом, которое носит абсолютный характер и может быть защищено от посягательств третьих лиц. В отдельных случаях, например, при долгосрочной аренде недвижимого имущества, это право подлежит обязательной государственной регистрации. Договор оказания услуг создает лишь относительное, обязательственное правоотношение между исполнителем и заказчиком.
Таким образом, договор возмездного оказания услуг и договор имущественного найма (аренды) являются двумя различными видами договоров и гражданских правоотношений. Они регулируются разными главами Гражданского кодекса (Глава 33 «Возмездное оказание услуг» и Глава 29 «Имущественный наем (аренда)» соответственно) и имеют принципиально отличный предмет, цели и правовые последствия.
Проблема использования термина «УСЛУГИ ПО АРЕНДЕ» в законодательстве
Несмотря на эти очевидные различия, в ряде нормативных правовых актах Республики Казахстан до сих пор встречается термин «услуги по аренде», что вносит путаницу и противоречит принципам юридической техники.
Примерами такого использования являются:
– Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 1 июля 2024 года № 106-VIII: В соответствии с подпунктом 38 пункта 3 статьи 16 данного Закона, государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора осуществляются в случаях приобретения «УСЛУГ ПО АРЕНДЕ здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение». Это положение прямо отождествляет аренду с услугой, что некорректно с точки зрения гражданского права.
– Налоговый кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI: Подпункт 1) части 2 статьи 441 Налогового кодекса устанавливает, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Евразийского экономического союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом. Далее указывается, что «Положения настоящего подпункта применяются также в отношении УСЛУГ ПО АРЕНДЕ, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества». И здесь аренда ошибочно классифицируется как услуга. И даже в новом Налоговом кодексе Республики Казахстан от 18 июля 2025 года № 214-VIII, который вступает в силу с 1 января 2026 года, данный термин нашел свое отражение в статьях 459 и 515.
– Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2024 года № 559 «Об утверждении Перечня товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса, аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках»: В данный Перечень также включены «УСЛУГИ ПО АРЕНДЕ зданий, помещений и (или) сооружений».
Термин «УСЛУГИ ПО АРЕНДЕ» также упоминается во множестве других нормативных правовых актах:
– приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 54 «Об утверждении Правил ценообразования на услуги, оказываемые Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;
– приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 декабря 2016 года № 315 «Об утверждении Методики построения индексов цен в строительстве»;
– постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей»;
– приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 55 «О некоторых вопросах передачи государственных функций в конкурентную среду»;
– приказ исполняющего обязанности Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 29 марта 2024 года № 115 «Об утверждении Перечня товаров машиностроительной отрасли и товаров, работ, услуг мебельной промышленности, подлежащих изъятию из национального режима»;
– и многих других законодательных и подзаконных актах.
Нарушение принципов юридической техники
Употребление термина «услуги по аренде» в законодательных актах является прямым нарушением принципов юридической техники, которые закреплены в законодательстве и методических рекомендациях Министерства юстиции Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V, текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению нормативных правовых актов (юридическая техника), разработанным ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Министерство юстиции Республики Казахстан (№ исх: 20-03-8/И-5340 от: 31.10.2018 г.) принятие качественных законов в значительной мере зависит от соблюдения юридической техники.
В настоящее время юридическая техника все чаще рассматривается как совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения нормативных правовых актов и других юридических документов.
Общий анализ имеющихся исследований позволил выделить основные требования, предъявляемые к работе над законопроектами. К ним относят точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в правовом акте. Данное требование заключается в достижении наибольшего соответствия между идеей, мыслью разработчика правового акта и воплощением их в тексте акта. Все, что не является выражением элементов нормы права и не связано с ними, затрудняет понимание и применение нормы права либо нарушает логику построения текста, подлежит устранению.
Целью юридической техники является структуризация правового материала, совершенствование языка правовых актов, а также понятность, точность и грамотность изложения. Правильное использование юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Заключение
Анализ положений гражданского законодательства Республики Казахстан, да и в целом отрасли гражданского права, однозначно указывает на то, что услуга и аренда являются самостоятельными и отличными друг от друга видами гражданских правоотношений. Договоры на оказание услуг и договоры аренды – это два разных вида договоров.
Таким образом, использование термина «УСЛУГИ ПО АРЕНДЕ» или «УСЛУГИ АРЕНДЫ» в законодательных и подзаконных актах Республики Казахстан является юридически некорректным. Подобная терминология нарушает нормы гражданского законодательства и основополагающие принципы юридической техники, такие как точность, ясность и однозначность правовых формулировок.
На основании вышеизложенного, для обеспечения правовой определенности и исключения двоякого толкования норм права, необходимо провести ревизию действующих нормативных правовых актов с целью устранения данного терминологического противоречия. Такой подход не только обеспечит должное качество законодательства и его соответствие нормам гражданского права, но и создаст необходимую правовую основу для того, чтобы крупнейшие государственные и квазигосударственные организации Казахстана, призванные служить примером договорной дисциплины и соблюдения норм гражданского законодательства, начали заключать отдельные договоры аренды, вместо юридически недопустимых договоров на оказание «услуг по аренде».
С уважением, Тажиев Даурен